Главный привод станка. В передней бабке размещены коробка скоростей и шпиндель, которые приводят во вращение обрабатываемую деталь при выбранных глубине резания и подаче. На рисунке показано устройство коробки скоростей, которая работает следующим образом. Заготовка зажимается в кулачковом патроне, который крепится к фланцу шпинделя 13. Вращение от электродвигателя 1 через ременную передачу 2 и муфту включения 3 передается на вал 5. Блок из трех шестерен 7, 8 и 9, расположенный на валу 5, с помощью реечной передачи связан с рукояткой 17. Этой рукояткой блок шестерен вводится в зацепление с зубчатым колесом 4 (или 10, или 11), жестко закрепленным на валу 6. Колеса 4 и 12 сопряжены соответственно с колесами 15 и 16, которые передают крутящий момент шпинделю через зубчатую муфту 14, соединенную с рукояткой 18. Если муфта передвинута вправо, то шпиндель получает вращение через зубчатое колесо 16, а если влево - через зубчатое колесо 15. Таким образом коробка скоростей обеспечивает шесть ступеней частоты вращения шпинделя.
Механизм подач. Связь шпинделя и суппорта станка для обеспечения оптимального
режима резания осуществляется с помощью механизма подач, состоящего из
реверсирующего устройства (трензеля) и гитары, которые осуществляют изменение
направления и скорости перемещения суппорта. Привод этого механизма осуществляется
от коробки скоростей через трензель (смотри рисунок справа), который состоит
из четырех зубчатых колес а, б, в, г, связанных с рукояткой 19, переключением
которой осуществляется реверс (т. е. изменение направления вращения) вала
20 (приводного вала суппорта). Позиции а, б, в, г, 19 и 20 (см. рисунки).
При крайнем нижнем положении рукоятки 19 (положение А) зубчатые колеса
а, б, в, г соединены последовательно и направление вращения вала 20 совпадает
с направлением вращения шпинделя. При верхнем положении рукоятки 19 (положение
В) соединены только зубчатые колеса а, в, г и направление вращения вала
20 изменяется на противоположное. В среднем положении рукоятки 19 (положение
Б) зубчатые колеса б и в не соединяются с зубчатым колесом а и вал 20 не
вращается. С помощью гитары (смотри рисунок слева) устанавливают (настраивают)
зубчатые колеса с определенным передаточным отношением, обеспечивающим
необходимое перемещение суппорта на один оборот шпинделя. Расстояние L
между валами 1 и 2 является постоянным. На валу 2 свободно установлен приклон
3 гитары, закрепленный болтом 4. Ось 5 промежуточных колес вис можно перемещать
по радиальному пазу, тем самым изменяя расстояние А между центрами колес
c и d. Дуговой паз приклона 3 позволяет регулировать размер В.
Коробка подач. Назначение коробки подач - изменять скорости вращения
ходового винта и ходового вала, чем достигается перемещение суппорта с
выбранной скоростью в продольном и поперечном направлениях. Вал 14 в подшипниках
15 (смотри рисунок) коробки подач получает вращение от зубчатых колес гитары;
вместе с ним вращается и имеет возможность перемещаться вдоль него зубчатое
колесо П с рычагом 10. На одном конце рычага 10 вращается (на оси) зубчатое
колесо 12, сопряженное с зубчатым колесом 11, а на другом - рукоятка 9,
с помощью которой рычаг 10 перемещается вдоль вала 14 и может занимать
любое из десяти положений (по числу зубчатых колес в механизме 1 Нортона).
В каждом из таких положений рычаг 10 поворачивается и удерживается штифтом
9, который входит в соответствующие отверстия на передней стенке 7 коробки
подач. При этом зубчатое колесо 12 входит в зацепление с соответствующим
зубчатым колесом 13 механизма 1, в результате чего устанавливается выбранное
число оборотов вала 2. Вместе с валом 2 вращается зубчатое колесо 3, которое
можно перемещать вдоль него рукояткой. При перемещении вправо зубчатое
колесо 3 посредством кулачковой муфты 4 соединяется с ходовым винтом 5
и передает ему вращательное движение, а при перемещении влево - входит
в зацепление с зубчатым колесом 8 и передает вращательное движение ходовому
валу 6.